пятница, 18 июня 2010 г.

夏目友人帳

Оба сезона сериала обладают значительным количеством достоинств, и в целом «Тетрадь друзей Нацумэ» хороша для первичного ознакомления со спецификой традиционной японской демонологии, тем более, что сюжеты серий весьма разнообразны.

Сравнивать нарратив стоит с xxxHolic – если последний является представителем жанра городской мистики (в которой фокусировка всегда на игре контрастов керигмы и внезапно прорастающей структуры), то энергий ресурс Natsume Yūjinchō – лишь косвенно затронутая модернизацией провинция, и керигмы на бэкграунде там значительно меньше. Посему в обоих тайтлах наблюдаются превосходно нарисованные духи, но в «Тетради друзей» значительно большее внимание уделяется стихийному – на фоне пасторальных пейзажей и соответствующего саундтрека (более всего понравилось, когда в конце первого сезона в сопровождении были традиционные мелодии и горловое пение).    

Среди основной недостаток (о плюсах далее говорить особо нечего, на них надо самому посомтреть) – аспект социально-психологической мотивации. Центральные персонажи xxxHolic и Natsume Yūjinchō очень похожи, но если Ватануки и так сверх меры социализирован, то Нацумэ постоянно ощущает психическую недостаточность и невосполненность, развившуяся при попадении в поле изъятия дисциплинарным диспозитивом – очень хочется социализироваться, но сделать это по обыкновенному для человека сценарию не позволяет предестинация. Отсюда вывод – при недостаточной субординированности и связанности составляющих воплощенной оболочки улучшение ситуации в области сверх-персонального прктически невозможно. Во втором сезоне сообщается, что Такаши Нацумэ в соотвествии с родовой причастностью передались могущественные энергии, но стать их медиатором он не может ввиду душевной слабости; в этнокультурной оптике – очевидно, дисбаланс в области телесной души (иначи) и чувственного (кокоро).

Тут следует заметить о половых конфигурациях власти в археомодерне. Когда этнокультурный диспозитив начинает разрушаться, а традиционный индивид  погружается в сферу замкнутого ДД социального, метафизические стратегии замещаются, условно говоря, физическими, и первичными для мужчин становятся стратегии и тактики заботы о семье и близких как тем или иным образом включенных в микро-модель ДГ (даже если такая включенность не очевидна). Микро – потому макро-физика господства перестает работать на всеобщем уровне, и симметричная для Традиции забота о себе и об ином предельно ограничивается и локализируется. К слову, ДД и гинекократия в Natsume Yūjinchō предельно минимизированы и вынесены за рамки нарратива (в отличие от xxxHolic),

Напоследок об именах и деградации космической среды. Тема имен (сакральных и профанных) встречалась в Wagaya no Oinari-sama, там для повеления духом необходимо было знать истинное наименование; в Natsume Yūjinchō такого разделения нету, более важно графическое запечатление, когда бумага с нарисованными иероглифами связывает душу поверженного ёкая. В обоих случаях усматриваем китайское влияние, в первом - даосская формула "имя, которое можно поименовать не есть постоянное имя", во втором - ценность каллиграфии. К слову, если далее сравнивать xxxHolic, Wagaya no Oinari-sama и Natsume Yūjinchō, то везде присутствует тема могущественного покровителя. Деградация же проявляется в том, что как и в повествовании об эманации Инари-но ками, духи антропоморфизируются и внешне, и внутренне. Когда дистанция между стихийным и человеческим рушиться, и последнее, должное быть посредником и точкой соединения элементов сакрального космоса, приобретает экзистенциальную автономию, чему сопутствует на некоторых этапах социализация т.н. сверхъестественного – увеличение разновидностей духов по функционалу привязанных к обществу. Отсюда и порядком очеловеченные, но по-прежнему замкнутые в стихийной цикличности и сопряженные с онтологическим чувства духов – прежде всего, одиночество (ну да, ну да, одна из главных тем «археомодерна страдающего»). Вот и главный герой время от времени по юности и глупости бубнит нечто сродни «люди и ёкаи одинаковы» (несмотря на то, что все хором говорят о противовоположном). Впрочем, ладно, все это (как и радость жизни среди людей и духов) понятно и парадигматично.

P.S. Все-таки о чоткой и дерзкой бабушке Такаши – Рэйко (от которой ему пресловутая тетрадь и досталась), держащей под собою всю округу и невозбранно раздающей дроздов, посмотреть было бы любопытней. В любом случае, ждем третий сезон.

Комментариев нет:

Отправить комментарий