четверг, 26 января 2012 г.

Doomed Megalopolis (1991)

Като Ясунори, очевидно предстающий как Радикальный Субъект (см.биографию, особенно о неизвестном изначальном роде, сакральном топосе и пр.), во второй OVA успешно эвоцирует дух Масакадо, хранителя иномирного порога Токио, и, тем самым, всей Японии. Можно предположить - например, исходя из астрологических (Марс в восхождении),природно-метеорологических (гроза, ливень) и исторических (конфронтация Масакадо с Императором косвенно схож с изгнанием нечестивого Сусаноо всем гомогенным множеством богов во главе со старшей сестрой Аматэрасу) соответствий, что происходит обращение к одному из древнейших богов Сусаноо-но-микото, одному из священной троицы Синто. Пробуждение божества неминуемо приносит миру страдания, тем более, что боги более не желают просыпаться. Еще из Кодзики известно, что когда буйства Сусаноо усмиряются, он становится deus otiosus, уходит в Страну Корней.
И потому всякий воплотившийся миродержец-катехон есть не более чем страж сна изначального бога. В 3-ей OVA Мэката Кэйко предстает воплощением богини милосердия Каннон - часто предстающей гиппоморфной в иконографии, при этом во сне Ясунори говорит, что Кэйко обладает силой Злого Бога (т.е. самого Сусаноо).


В такой картине и столкнуть мир, и сохранить - равноценные полярности, вопрос лишь в предестинационной динамике их столкновения, и темпоральной готовности и уместности мира быть увлеченным волей одного из полюсов. Если противодействие среды достаточно сильно, и импульс уничтожения теряется в нем, расходуется вхолостую, возникает необходимость вернуть изначальную искру деструкции в лоно принципа. Вступая в демонический топос Мэката Кэйко  ритуально уподобляется дуирническому архетипу всадника-мироустроителя, рассекая своей нагината тьму космической периферии. Однако она становится спасителем не для человечества, которое предоставляется дальнейшей экстенсии деления, но для души Като. Дистанция, возникающая и нарастающая в ходе противостояния полюсов, сменяется неизбежным сближением, слиянием, вплоть до взаимной аннигиляции для продолжения бракосочетания на Небе.
В отличие от множества эсхатологических сюжетов, известных нам в современной культуре, человечество здесь второстепенно, равноудалено от обоих полярностей, и возможная буддистская линия перечеркивается конкретикой противостояний, манифестаций и сексуально-военных диспозиций.





10 комментариев:

  1. Так вот, помимо указанных в джабберном логе недостатки:

    1) Не прояснена тема внутреннего конфликта в синто, который в "Граде обречённых" (точнее Тeitō Monogatari переводится буквально - "Градскiя исторiи"). А именно, Като, происходящий из "онмёдзева села", манифестация Абе но Сеймея, был младшим офицером первой Императорской Армии. Той самой, которая послана в Китай, затем Корею. То есть Като возвращается ассимилянтом, притом, что Сеймей, его потенциальный пращур, и был (nen надо пояснить фундаментальное различие между "быть" и "стать") ассимилянтом, применяя оперативную магию даосов. Тут можно копнуть вглубь ориентальной магической парадигмы, прояснить связь между буддизмом и архаической магией синто, в силу которой островитяне в Ямато принимали заезжих с континента апологетов Гаутамы за колдунов (о чём пишет Торчинов). В контексте OVA победа Юкари - это победа как бы изначаьно ассимилированного божества над пришлым демоном, хоть и онмёдзи, нахватавшегося за границей нечестивой мракобесной хуиты. Выводы патриотичные, Ямато / Ниппон / Нихон коку - всё, остальное - враги.

    2) >>перечеркивается выраженно-сексуальным эпилогом сражения
    Не этим перечёркивается. Буддистскую линию вымарывает общая конкретика инициатив, включая естественно-научный саппорт и дизельпанк (хтонический робот в 4-й части). Вот в образцовом буддистском "Buddha Saitan" никакой конкретики нет, всё решает керигма (+ медийная поддержка), типа люди, займитесь любовью, и будет вам просветление и щастье-в-рот-не-ебстись. Что означает - традиционалистскй нарратив оперирует отдельными персонификациями, объединённых "индексом" индивида, контртрадиционный - группами, в которых создана иллюзия становления субъектом (в том числе в силу божественного если-бы-да-кабы вмешательства).

    ОтветитьУдалить
  2. Исходя из данных о гибели в Даляни (Корея), именно там и в то время Ясунори был перейден инициатический порог, безусловно, под руководством и посредничеством местного демона или божества.
    Еще говорится, что деревня Рюдзин известна последователями сюгендо (синкретизм буддизма-даосизма-синто), официально запрещенного правительством Мэйдзи "в процессе урегулирования религий и закона Симбуцу-бунри (яп. 神仏分離, закон о разделении буддизма и синтоизма)". Магический реванш Ясунори, приходящийся на эпоху перемен, от «демократии Тайсё» до милитаризма Сёва, послужил как бы катализатором смещения этносоциальный и геополитических парадигм.

    >>>В контексте OVA победа Юкари
    Юкари, кстати, после беременности и рождения Юкико перестает играть какой-то видной роли, ее лишь эпизодически используют как медиума для "обработки" ложной дочери. Так что все-таки Кэйко побеждает.

    По поводу второго - также очень интересно, благодарю.

    ОтветитьУдалить
  3. Поправил всё более-менее.
    Сексуальность, кстати, также предстает как одна из граней конкретики - как в инициативах Като (плотоядно-сладострастный ноктюрн), так и в ослепительно-чистой красоте Кэйко. Вместе с твоими выводами об этноцентризме - совсем не дегенеративный диурн тут получается, что ныне не часто увидишь.

    По поводу Кореи еще подумалось - во-первых, один из наиболее десакрализированных в ходе вторжений чуждых (японских и китайских) богов регионов, во-вторых - "местным" должной с горкой хватать поводов ненавидеть Ниппон со столицей в частности.

    ОтветитьУдалить
  4. 1) А я и не говорил / писал ничего о дегенеративном д[и]урне. Собственно, закон разделения бу. от си. - "внутренние тёрки" целого ноктюрна; правители эпохи Мэйдзи распознали, что их модель власти сущностно не совпадает с буддистскими доктринами. Соответственно, чёрно-магическй ревашн Като - это сопротивление власти, на основании "почвенной этики" (хищнической, в общем-то, имперской, но не рацинально-диурновой) посылает его на несколько смертей сразу: физическую, инициатическую, психическую. Да, к слову, тут ещё можно экстраполяцию прикрутить, почему этнос за метрополию, а единственный деревенский (провинциал) против: как-то не усматривается связи между синто и местью периферии центру.

    2)
    >>десакрализированных в ходе вторжений [...] богов
    Это оксюморон. Во-первых, потому, что дальневоточные азиатские пантеоны друг другу не противоположны, да и вообще, японская интервенция многим напоминала римскую - этнос подражающий (у японцев вообще не быо палеотического периода, континентальные племена вытеснили айнов) берёт под свою эгиду дряхлеющих родителей, чью почву испоганил креационизм. Различие в том, что европейская экспансия всегда становилась амбивалентной ассимиляцией: подражавшие эллинам латиняне тащили с ближнего востока всё худшее. И дотаскались. Во-вторых, "импортное" сакральное облагораживает почву при наличии хорошего медиума. Если медиума нет, появляются персонажи наподобие Като, точащие зуб на Государя и Отечество.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тогда, отклоняясь от темы, совсем не ясна проблематика деградации сакрального в Корее - при том, что соседние Япония и Китай (первая конечно ощутимей, по ясным причинам) в плане архаических пластов могут поведать значительно больше. Правда ведь, о корейской традиции известно крайне мало, обычно попадаются только даосские и буддистские производные, явно экспортированные, и это не говоря уж о современной поп-культуре, где все в атлантизме-мондиализме погрязло. И, кстати, в модном ныне христианстве (что по корейским фильмам видно).
      Ранее я полагал, что дело тут в отсутствии геополитического центра у самой Кореи, вот ее и захватывали соседи поочередно.

      Удалить
    2. Гипотеза совершенно верная: Корея никогда не была достаточно самостоятельной и в культурном, и в государственном планах. С XVI до XIX веков Корея "страдала" аналогом политики Сакоку; и в результате у ней не осталось могущественных союзников, только собственники до и после аннексирования в 1910. Собственно, с начала 20-го столетия нужно начать отсчёт безвозвратной потери, когда азиатские колонии окончательно потеряли свою идентичность. Остался только беззубый-безопасный буддизм (под копирку) и рафинированное христианство, + псевдо-радикальные секты вроде культа Муна. А что было до того, мы можем только нафантазировать.

      Удалить
  5. Т.е. вывод такой: коли топос сам не может быть центром (по внутренним причинам), то и помочь/спровоцировать внешние силовые векторы его не могут (как это у Ниппон случалось). А бытие центра одним из первейших предполагает трансляцию и манифестацию воли Небес, через те самые конкретные персонификации.
    Тут и аналогия индивид (целокупный)-индивидуум выстраивается...

    >>>Да, к слову, тут ещё можно экстраполяцию прикрутить, почему этнос за метрополию, а единственный деревенский (провинциал) против: как-то не усматривается связи между синто и местью периферии центру.
    Кстати, здесь не совсем ясно, что ты имел ввиду. Если внутренний конфликт в синто, то маргинал как раз мстит, попав под дезориентирующее влияние иностранщины.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Внешние силы провоцируют деструкцию, и как следствие, энергичное противостояние. Враг способствует прогрессу и дальнейшему улучшению ситуации, проще говоря. Ямато в силу геополитической позиции долго чувствовала себя в безопасности, оттого стала настолько агрессивной. Интервенция в Корею была просто "пробой сил". Столкнувшись с действительно сильными противниками - Китаем и Россией (наверставшей силы после поражения в 1905-м), далее - с Америкой, у которых сакральное - или сомнительное, или вообще "ниже нуля", отрицательное в аболюте, - Япония потеряла очень многое. И вопрос в том, почему именно из десакрализованной Кореи (напомню, действие D.M. начинается как бы в 1908-м, продолжается - в 1923, за 8 лет до Маньчжурской кампании), недо-центра иного, Като вынес настолько мощный деструктивный импульс. Ведь смерть на чужбине, да ещё и враждебной, должна была его ослабить.
      Из этого вопроса и возникает проблема мести / реванша: слабое отрицательное сакральное паразитирует на сильном медиуме, а то и медиаторе. Интересует - как [quid], а уже затем - почему и зачем, понимание мотивации происходит из метода.

      Удалить
  6. Блин, в первом комментарии вчера допустил ошибку, вместо >>которая послана в Китай, затем Корею читать, - "сначала в Корею и Тайвань, затем - в Китай".

    ОтветитьУдалить