вторник, 29 июля 2008 г.

Боевые искусства Китая. Часть І.


Среди всех традиций боевых искусств мира наибольшего внимания заслуживает китайская. Вообще, феномен боевого искусства в том понимании, которым наделен современный дивид, является одной из великих форм развития культурно-исторического типа Поднебесной. Из этого следует глубинная связь между всеми занятиями, практикуемыми индивидуумами китайской культуры. Каковы были эти индивидуумы, что входило в сферу их деятельности? Моего современника, не выходящего en masse за пределы собственной узкой специализации и сопутствующего накопления материальных ресурсов, это поражает: не помещается в голове возможность одновременно заниматься воинским искусством, работой с энергией (цигун), философией, медициной, астрологией, поэзией и т.д. Все эти занятия давали индивидууму знание о фундаментальных онтологических категориях, о Бытие, окружающем и детерминирующем его в рамках собственного культурно-исторического типа. Знание давалось в рамках трех основных направлений – даосизма, конфуцианства и буддизма, называемых тремя ножками котла китайской культуры, составляющими по сути одну эпистемологическую парадигму. Освальд Шпенглер видел китайский тип неспешно и хаотично блуждающим, придавая особое значение категории Дао, которое, как известно, никуда не спешит и никогда не опаздывает. Эти блуждания, неразумные и беспорядочные с точки зрения фаустовского типа, привыкшего бурей и натиском добиваться нового и нового, стремиться к пра-образу бесконечного пространства, давали оригинальные, в высшей степени интересные результаты, среди которых, в первую очередь, знание о человеческой природе, выражаемое в медицине, гимнастике и искусстве боя. Последнее следует вообще считать второстепенным после неразделимого первого и второго, ведь, как известно, все начиналось с постижения владения энергией ци, фундаментально влияющей на жизнь человека. Собственно говоря, ци – это и есть сама жизнь,и можно предположить, что она есть и Сила, Высший Ум, который, согласно гностическим доктринам, Первоархонт вдохнул в человека при оживлении. Теперь же, предваряя дальнейшие размышления о энергии, следует сказать о принятом в Китае разделении на внутренние и внешние школы. Внешние школы – это кунг-фу, все, что шло от Шаолиня, и занимались они в первую очередь практиками, так или иначе нацеленными на взращивание воина, применение боевых навыков для которого будет составлять его жизнь. Они отдавали предпочтения прямым траекториям и жестким практикам цигун – таким как железная ладонь, киноварная ладонь, железная рубашка и т.д. Внутренние школы – такие как тайцзи-цюань, синъи-цюань и багуа-чжан, ориентировались совсем на другое. Приоритетным для внутренних школ было духовное развитие, постижение фундаментальных онтологических категорий, совершенствование себя в сфере нематериальной – вплоть до таких вещей как сохранение сознания после смерти и т.д. Движения здесь шли в отличных от прямых линий траекториях – например в багуа это круг. Внутренние школы были в большинстве своем даосскими (в отличие от внутренних, в большинстве – буддистских), обучение в них шло по много десятков лет (двадцать лет обучения - считалось молодой мастер), и высших пределов достигали в крайне преклонном возрасте – восемьдесят-девяносто лет. До такого срока доживать практикующим было в порядке вещей, ведь следствием вышеперечисленных практик было крепкое здоровье и долголетие. Связано это с осторожным расходом ци, что достигалось путем введения жестких ограничений в сфере телесного, материального. Все вредные продукты питания исключались из рациона (в то числе мясо как продукт, требующией для переваривания больших энергетических затрат), исключены были так называемые вредные привычки, а также половые отношения (опять таки, в силу требующихся для этого больших энергетических затрат). Такие табуирования отнюдь не казались чем-то ужасным для учеников – данный режим вводился с раннего детства, когда они начинали обучение. Следовательно, присутствовало четкое различие этического и физического, чего мы не видим в гуманитарном бреду современных воинствующих веганов. Для китайского индивидуума было характерно перманентно вести здоровую жизнь, предотвращать возможные недуги, а не начинать борьбу с хворью после неожиданного появления.

Китайская медицина, столь популярная сейчас, это, в первую очередь, достояние даосских герметических практик. Отшельники, исповедующие путь Дао, жили в уединении в горах, изредка заводя учеников. Раз в год они обычно спускались в мир, взглянуть на всю эту суету, все это безобразие, а потом вновь уходили в свои жилища у Неба. Отшельничество давало им уединение, герметизм, и множество времени для постижения системы координат, в которой они пребывали. Много времени они посвящали травам и алхимии, в перспективе собираясь выплавить киноварную пилюлю бессмертия. Знаменитая акупунктура, иглоукалывание – это один из методов даосской медицины, получивший широкую известность на Западе, что, как и бывает в таких случаях, в конечном итоге редуцировало традицию до археомодерновой подмены, не дающей чудесных результатов лечения архаическим, а иногда и усугубляющее ситуацию. Также следует сказать кое-что о взгляде китайской традиционно медицины на человека. Энергия ци, ее неотъемлемый атрибут, формирует образ единой органической связи всего в теле, что в корне отличается от точки зрения западной медицины. Там лечат не организм, а орган, такие точечные вмешательства в пусть и подверженную сбоям работу организма, на распредление ци по органам в нем, нередко приводит к ухудшениям чего-то другого. Лечим печень – страдает сердце, ну и т.д. Особая роль отводится позвоночнику. Он является осью, вокруг которой надстраивается все остальное. Соответственно, ось эта требует постоянного ухода и профилактики, иначе гармония распределения ци в человеке будет потеряна. Был проведен эксперимент – у восьмидесятилетнего мастера тайцзи-цюань на рентгеновском снимке позвоночник оказался практически идеально прямым. Для сравнения взглянем на наших людей пожилого возраста – к выходу на пенсию обычно расположение дисков достигает такой степени деформации, что уже не подлежит восстановлению, закостневает. Практиками для лечения и профилактики позвоночника в архаическом Китае владели все основные классы. Такая вещь, как «восемь отрезов парчи» существует в трех вариантов – монашеском, военном и гражданском. Есть данные о том, что ее до сих пор по три месяца проходят новобранцы в армии КНР.

В окончание следует заметить, что модернизация Китая, начатая фаустовским типом в фазе империализма своеобразной колонизацией Поднебесной, и продолженная вскоре Культурной революцией Мао, была, по сути, геноцидом Архаики Модерном, что, впрочем, немудрено. Большинство мастеров было или уничтожено в ходе так называемого Боксерского восстания (1900 г.)и коммунистического террора более позднего времени, или же они были вынуждены спасаться бегством от всепроникающего дисциплиного диспозитива маоистского режима на Тайвань, где живет сейчас множество великолепных учителей.

[Текст написан в большинстве на основе тех редких и обрывчатых сведений, которые предоставлялись мне мои учителем дзю-дзюцу]

2 комментария:

  1. По ас имметричной антропологии.
    У Шпенглера, как и у всякого образцового западоида-гуманитария, нет ни теоритеческого аппарата, ни эмпирических материалов к [дальне-]Восточному вопросу. Он располагает несколькими "примерами про хорошо" Античности, гораздо более обильной базой данных про "плохо" и "очень плохо"2. Восток же понимает не дальше скифских степей и иранских пустынь; отсюда компиляция собранных внешних проявлений, которые, понятное дело, производят впечатление мононной неспешности, а то и в целом - неподвижности, социокультурного паралича.

    Имеет смысл разыскивать аутентические сточники - переводы трактатов, фильтруя материалы по принципу - "в предисловии написано с аллюзией к [не]известным гуманитариям - значит говно". Гуманитарные переводы в том числе: там многое сведено к рефлексивной конструктивности, сродни:
    "Конь над бездной - это литературная метафора". Это и есть асимметричная антропология - попытка привести герметику в состояние "чтобы стало каждому понятно". Непонятное же следует читать, стараясь сообразить самому, как если ы ты уже стал медиатором космических и хтонических энергий. Сродни тому, что сказано о Ямвлихе в НП.
    Библиографии привести не могу, уж извиняй, у меня в этой области дефицит. Разве что второй и третий том этой трилогии Мирча Элиаде -
    http://www.alleng.ru/d/relig/relig009.htm выборочно.

    ОтветитьУдалить
  2. Чочо, упячка следит за тобой. Ozxkj попячтса, попячтса, живтоное!!!11кагбэ адин
    С.Р.У.!!!111стоадинацать

    ОтветитьУдалить