Среди всех традиций боевых искусств мира наибольшего внимания заслуживает китайская. Вообще, феномен боевого искусства в том понимании, которым наделен современный дивид, является одной из великих форм развития культурно-исторического типа Поднебесной. Из этого следует глубинная связь между всеми занятиями, практикуемыми индивидуумами китайской культуры. Каковы были эти индивидуумы, что входило в сферу их деятельности? Моего современника, не выходящего en masse за пределы собственной узкой специализации и сопутствующего накопления материальных ресурсов, это поражает: не помещается в голове возможность одновременно заниматься воинским искусством, работой с энергией (цигун), философией, медициной, астрологией, поэзией и т.д. Все эти занятия давали индивидууму знание о фундаментальных онтологических категориях, о Бытие, окружающем и детерминирующем его в рамках собственного культурно-исторического типа. Знание давалось в рамках трех основных направлений – даосизма, конфуцианства и буддизма, называемых тремя ножками котла китайской культуры, составляющими по сути одну эпистемологическую парадигму. Освальд Шпенглер видел китайский тип неспешно и хаотично блуждающим, придавая особое значение категории Дао, которое, как известно, никуда не спешит и никогда не опаздывает. Эти блуждания, неразумные и беспорядочные с точки зрения фаустовского типа, привыкшего бурей и натиском добиваться нового и нового, стремиться к пра-образу бесконечного пространства, давали оригинальные, в высшей степени интересные результаты, среди которых, в первую очередь, знание о человеческой природе, выражаемое в медицине, гимнастике и искусстве боя. Последнее следует вообще считать второстепенным после неразделимого первого и второго, ведь, как известно, все начиналось с постижения владения энергией ци, фундаментально влияющей на жизнь человека. Собственно говоря, ци – это и есть сама жизнь,и можно предположить, что она есть и Сила, Высший Ум, который, согласно гностическим доктринам, Первоархонт вдохнул в человека при оживлении. Теперь же, предваряя дальнейшие размышления о энергии, следует сказать о принятом в Китае разделении на внутренние и внешние школы. Внешние школы – это кунг-фу, все, что шло от Шаолиня, и занимались они в первую очередь практиками, так или иначе нацеленными на взращивание воина, применение боевых навыков для которого будет составлять его жизнь. Они отдавали предпочтения прямым траекториям и жестким практикам цигун – таким как железная ладонь, киноварная ладонь, железная рубашка и т.д. Внутренние школы – такие как тайцзи-цюань, синъи-цюань и багуа-чжан, ориентировались совсем на другое. Приоритетным для внутренних школ было духовное развитие, постижение фундаментальных онтологических категорий, совершенствование себя в сфере нематериальной – вплоть до таких вещей как сохранение сознания после смерти и т.д. Движения здесь шли в отличных от прямых линий траекториях – например в багуа это круг. Внутренние школы были в большинстве своем даосскими (в отличие от внутренних, в большинстве – буддистских), обучение в них шло по много десятков лет (двадцать лет обучения - считалось молодой мастер), и высших пределов достигали в крайне преклонном возрасте – восемьдесят-девяносто лет. До такого срока доживать практикующим было в порядке вещей, ведь следствием вышеперечисленных практик было крепкое здоровье и долголетие. Связано это с осторожным расходом ци, что достигалось путем введения жестких ограничений в сфере телесного, материального. Все вредные продукты питания исключались из рациона (в то числе мясо как продукт, требующией для переваривания больших энергетических затрат), исключены были так называемые вредные привычки, а также половые отношения (опять таки, в силу требующихся для этого больших энергетических затрат). Такие табуирования отнюдь не казались чем-то ужасным для учеников – данный режим вводился с раннего детства, когда они начинали обучение. Следовательно, присутствовало четкое различие этического и физического, чего мы не видим в гуманитарном бреду современных воинствующих веганов. Для китайского индивидуума было характерно перманентно вести здоровую жизнь, предотвращать возможные недуги, а не начинать борьбу с хворью после неожиданного появления.
Китайская медицина, столь популярная сейчас, это, в первую очередь, достояние даосских герметических практик. Отшельники, исповедующие путь Дао, жили в уединении в горах, изредка заводя учеников. Раз в год они обычно спускались в мир, взглянуть на всю эту суету, все это безобразие, а потом вновь уходили в свои жилища у Неба. Отшельничество давало им уединение, герметизм, и множество времени для постижения системы координат, в которой они пребывали. Много времени они посвящали травам и алхимии, в перспективе собираясь выплавить киноварную пилюлю бессмертия. Знаменитая акупунктура, иглоукалывание – это один из методов даосской медицины, получивший широкую известность на Западе, что, как и бывает в таких случаях, в конечном итоге редуцировало традицию до археомодерновой подмены, не дающей чудесных результатов лечения архаическим, а иногда и усугубляющее ситуацию. Также следует сказать кое-что о взгляде китайской традиционно медицины на человека. Энергия ци, ее неотъемлемый атрибут, формирует образ единой органической связи всего в теле, что в корне отличается от точки зрения западной медицины. Там лечат не организм, а орган, такие точечные вмешательства в пусть и подверженную сбоям работу организма, на распредление ци по органам в нем, нередко приводит к ухудшениям чего-то другого. Лечим печень – страдает сердце, ну и т.д. Особая роль отводится позвоночнику. Он является осью, вокруг которой надстраивается все остальное. Соответственно, ось эта требует постоянного ухода и профилактики, иначе гармония распределения ци в человеке будет потеряна. Был проведен эксперимент – у восьмидесятилетнего мастера тайцзи-цюань на рентгеновском снимке позвоночник оказался практически идеально прямым. Для сравнения взглянем на наших людей пожилого возраста – к выходу на пенсию обычно расположение дисков достигает такой степени деформации, что уже не подлежит восстановлению, закостневает. Практиками для лечения и профилактики позвоночника в архаическом Китае владели все основные классы. Такая вещь, как «восемь отрезов парчи» существует в трех вариантов – монашеском, военном и гражданском. Есть данные о том, что ее до сих пор по три месяца проходят новобранцы в армии КНР.
[Текст написан в большинстве на основе тех редких и обрывчатых сведений, которые предоставлялись мне мои учителем дзю-дзюцу]
По ас имметричной антропологии.
ОтветитьУдалитьУ Шпенглера, как и у всякого образцового западоида-гуманитария, нет ни теоритеческого аппарата, ни эмпирических материалов к [дальне-]Восточному вопросу. Он располагает несколькими "примерами про хорошо" Античности, гораздо более обильной базой данных про "плохо" и "очень плохо"2. Восток же понимает не дальше скифских степей и иранских пустынь; отсюда компиляция собранных внешних проявлений, которые, понятное дело, производят впечатление мононной неспешности, а то и в целом - неподвижности, социокультурного паралича.
Имеет смысл разыскивать аутентические сточники - переводы трактатов, фильтруя материалы по принципу - "в предисловии написано с аллюзией к [не]известным гуманитариям - значит говно". Гуманитарные переводы в том числе: там многое сведено к рефлексивной конструктивности, сродни:
"Конь над бездной - это литературная метафора". Это и есть асимметричная антропология - попытка привести герметику в состояние "чтобы стало каждому понятно". Непонятное же следует читать, стараясь сообразить самому, как если ы ты уже стал медиатором космических и хтонических энергий. Сродни тому, что сказано о Ямвлихе в НП.
Библиографии привести не могу, уж извиняй, у меня в этой области дефицит. Разве что второй и третий том этой трилогии Мирча Элиаде -
http://www.alleng.ru/d/relig/relig009.htm выборочно.
Чочо, упячка следит за тобой. Ozxkj попячтса, попячтса, живтоное!!!11кагбэ адин
ОтветитьУдалитьС.Р.У.!!!111стоадинацать